История святого образа
На Афоне в настоящее время находится 20 монастырей. Кроме больших обителей с храмами, по горе рассеяны отдельные уединенные келии. Живущие в них отцы именуются келиотами. Так было и тысячу лет назад. В 982 году в одной из отдаленных келий жил старец со своим послушником. Отец редко покидал свою обитель. Однажды в воскресный день 11 июня он пошел в монастырь на всенощное богослужение, но не взял с собой послушника, а велел ему оставаться в келье и совершить службу самостоятельно.
Старец ушел в обитель, а послушник остался на месте, как ему было велено. Поздней ночью в дверь уединенного жилья кто-то постучал. Этот неожиданный визит не удивил и не напугал послушника. Он знал, что на горе много отшельников-келиотов, которые порой навещают друг друга. Он открыл дверь и увидел неизвестного ему инока. Он радушно, с поклоном, принял гостя, предложил ему передохнуть с дороги, дал воды.
Когда пришло время молитвы, послушник вместе со своим гостем начали пение молитв. Во время величания Царицы Небесной отцы стали перед Ее образом и запели «Честнейшую херувим…». Но неизвестный гость отметил, что там, откуда он пришел, перед этим песнопением добавляют следующее пение: «Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего». Когда пришедший в келью инок пел эти неизвестные послушнику слова, образ Пречистой «Милующая», находящийся там, вдруг начал сиять необыкновенным светом. Послушник неописуемо возрадовался, умилился и заплакал.
Послушник попросил незнакомого инока, чтобы тот записал эти новые, неизвестные доселе слова к Пречистой, чтобы и он мог так же молиться. Но оказалось, что в келье нет ничего, на чем можно было бы оставить запись. Тогда гость предложил сделать надпись на камне. И произошло еще одно чудо – камень под его рукой плавился и размягчался, как воск, и на поверхности остались слова молитвы. Инок передал его послушнику, назвал свое имя – Гавриил – и вдруг стал невидим.
Умиленный послушник провел ночь в молитве. Он выучил данные ему слова наизусть и пел это небесное славословие. Старец по возвращении из монастыря застал послушника за пением новой молитвы. Тот сразу обо всем рассказал отцу и показал камень с текстом. Об этом было сообщено собору Святой Горы. Отцы на соборе единодушно прославили Господа и Его Пречистую Матерь.
С того времени архангельская песнь «Достойно есть…» поется в церкви, ее можно услышать на богослужении в храме, она входит в молитвенное правило мирян. Кроме этого пения, существуют другие, о которых люди также узнали от ангелов, например «Трисвятое». Образ Пресвятой Богородицы, который засиял во время пения перед ним архангельского славословия, отцы перенесли в собор Кареи. Келья, в которой это произошло, до сих пор называется «Достойно есть». День празднования образа – 24 (11) июня.
Видео «Икона Божьей Матери «Достойно есть»
В этом видеоролике представлены молитва и история обретения святого образа.
Описание святого лика
На иконе Пречистая изображена по пояс с Богомладенцем на руках. Сверху изображены ангелы, а на самом верху, в центре – Бог в виде старца. У Богомладенца в правой руке свиток.
Среди исследователей существует мнение, что образ, перед которым впервые было совершено данное с Неба моление, был традиционным поясным изображением Пречистой с Богомладенцем на руках. Но после чудесных событий в иконе произошел ряд изменений, в частности, появились изображения ангелов. Это можно рассматривать как небесную природу славословия – милость к грешным людям, данную для нашего спасения.
Данный образ использовался и для росписи храмов в XVII столетии. При этом из-за отсутствия ограничения в размерах иконы сюжет был расширен. Пречистую изображали в полный рост, а вокруг Нее – ангелов и святых. Также добавлялась надпись со словами данной архангелом Гавриилом молитвы.
Кроме иконы и храмовой росписи, этот образ помещали на особых сосудах – панагиарах. Эти емкости были предназначены исключительно для положения в них хлеба, который освящали в честь Матери Божией. После трапезы в обители хлеб раздавали монахам.
Смысл и значение иконы
Чтобы вникнуть в особенность образа, следует, прежде всего, вдуматься в слова, сказанные архангелом Гавриилом. В молитве речь идет о Пресвятой Богородице:
- слава Пречистой больше, чем у Серафимов;
- Она достойна куда большего почитания, чем Херувимы;
- Пречистая родила сына Божия без нарушения чистоты; Она оставалась Девой и до, и после рождения Христа;
- величаем Царицу Небесную, как истинно Богородицу.
Кроме этого, данный текст славословия – милость к людям. Славить Христа и Богородицу – радость для души, ведущая к смирению, очищению, покаянию. И Владычица именуются Милостивой, ведь она, как любящая Мать, милует каждого из нас, и молит о людях Сына Своего Иисуса Христа. По Ее молитвам праведный гнев Божий переменяется на милость.
В чем помогает икона Божьей Матери «Достойно есть»
Не существует икон, перед которыми можно молиться только в определенных нуждах. С любыми просьбами, переживаниями и радостями можно обращаться ко всем иконам Пресвятой Богородицы. Но со временем складывались особенности обращения к образам в тех или иных нуждах.
Перед иконой «Достойно есть» люди молятся:
- об исцелении физических и душевных недугов;
- перед начинанием добрых дел, прося помощи;
- во время мора;
- при трудностях в семье;
- с раскаянием о совершенных грехах.
Человек, совершивший грех, молится перед образом, обращается к Пречистой о помощи и кается перед Богом и перед Ней. Грехи прощает Господь, и Пресвятая Богородица может помолиться к Господу о прощении кающегося человека, а Господь не оставит Пречистую не услышанной. Но, кроме этого, человек должен обязательно приступить к таинству исповеди и покаяться в присутствии священника.
Как молиться перед святым образом
Перед иконой можно читать молитвы к Богородице, акафисты и каноны, взывать своими словами. Важно, чтобы молитва была искренняя, лишенная гордыни и потребительства. Нужно помнить, что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
Молитва перед образом Богородицы «Достойно есть»
Образ и молитва «Достойно есть» – великая милость Бога к грешным людям. Земная жизнь – зародышевое состояние души, а настоящая будет в вечности. И люди должны ценить все подаваемое им Богом, использовать для спасения каждый день короткой земной жизни.