Что символизирует собой икона “Церковь воинствующая”

Шедевр иконописного искусства – икона Церковь воинствующая. Советские искусствоведы трактовали ее как отражение Казанского похода, предпринятого Иваном Грозным. Были ли они правы или полотно хранит тайное послание, предназначенное каждому правоверному человеку?

Истоки названия и загадки авторства святого образа

В историю XVI век вошел под эгидой Ивана IV Грозного, который покорил Казанское и Астраханское ханства. В этот период он заказал протопопу Благовещенского собора Московского Кремля Андрею написать икону. Достоверно авторство не подтверждено, однако историки рассматривают его как единственную подходящую кандидатуру. Решающим фактом послужило непосредственное участие протопопа Андрея (позже митрополит Афанасий) в казанском походе. Он благословлял славянское воинство на ратный подвиг.

Истинное название иконы – «Благословенно воинство Небесного Царя»

Протопоп был выходцем строгановской иконописной школы, которая отличалась особой манерой написания полотен. Их почерку свойственно:

  • красота;
  • поэтичность;
  • чистота красок;
  • пейзажные панорамы;
  • виртуозность.

Истинное название иконы – «Благословенно воинство Небесного Царя». Оно взято из первой строки песнопения о мучениках. Его читают на утренних служениях по понедельникам. Основная идея стихиры подчеркивает, что только пострадавшие за Христа могут стать небесными воинами. Второе название – «Церковь воинствующая» – икона получила от советских искусствоведов, которые занимались ее изучением.

Видео «Что нужно знать об иконе “Церковь воинствующая”»

В этом видео эксперт расскажет об иконе «Благословенно воинство Небесного Царя», получившей позднее название «Церковь воинствующая».

Описание и сюжет иконы «Церковь воинствующая»

Размер и содержание картины поражают своим масштабом. Идея созвучна с Откровением Иоанна Богослова, писанием апостолов и пророков. Многофигурная картина проводит параллель между судьбой Израиля и России, подчеркивая тем самым богоизбранность Московского государства и Москвы.

Центральное место на полотне отведено воинам, пешим и конным. Их предводитель Архангел Михаил восседает на крылатом коне. Шествие берет начало с правой стороны, от охваченного пламенем города, и направляется к Небесному Иерусалиму, который расположен слева. Их встречает Царица Небесная, которая держит Младенца Иисуса на руках. Направляющиеся к воинству ангелы несут в руках венки, которыми увенчивают воинов.

Изучавшие икону искусствоведы сошлись во мнении, что ее сюжет несет двоякое послание. Пылающий город ассоциируют с «обителью лукавого» или с Казанью, которую покорил Иоанн Грозный. Языки пламени призваны не уничтожить его, а очистить от скверны. Мужские фигуры, по мнению историков, предшественники Ивана Грозного по престолу. Место назначения – Небесный Иерусалим, который трактуется как образ Москвы.

Венки от ангелов получают только погибшие в сражении воины. Автор в своей работе передал главную идею христианского подвига – победить, даже если после гибели. Достичь врат Святого Города можно выиграв Последнюю битву и пройдя через Страшный суд.

Шедевр иконописного искусства – икона Церковь воинствующая

О чем молиться перед иконой «Церковь воинствующая»

Первоначальное название иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», которое взято с первой строчки песнопения утренней и вечерней службы. Оно посвящено памяти воинов, которые погибли мученической смертью. Вознося молитву перед иконой, вспоминают погибших в сражениях за правое дело.

Праведные люди, отказавшиеся от греховных поступков и соблюдающие все предписания святой книги, часто остаются неуслышанными и непонятыми. «Воинами Небесно Царя» становятся все, кто не поддался соблазну и не свернул с праведного пути, каким бы сложным он ни был. Благодаря тайному смыслу, понятному каждому верующему, икона стала реликвией православного мира.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить отзыв — мнение

К началу

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: