История и христианский смысл праздника Обрезание Господне

Через неделю после Рождества Христова православная церковь празднует Обрезание Господне. Это непереходящая дата, праздник всегда приходится на 14 января, хоть в 2019 году, хоть 50 лет назад. Каков богословский смысл этого события и в чем его особенность?

Историческое содержание

Ветхозаветный обряд обрезания во времена Нового Завета заменило таинство Крещения. Обрезание было дано людям самим Богом, явившимся Аврааму – в то время бездетному старцу. Господь пообещал, что от Авраама будет происходить многочисленный, великий народ. Когда Авраам достиг 99 лет от роду, Господь вновь его посетил, и в знак завета между ними велел проводить обрезание каждому мальчику восьми дней от роду.

Обрезание Господне празднуют ежегодно 14 января

Авраам и его домашние совершили этот обряд в тот же день, как получили повеление от Бога. Спустя год по обетованию его уже пожилая жена, несмотря на невозможность зачать по причине природных особенностей организма ее возраста, родила сына, которого назвали Исаак. С того времени в народе был положен обычай обрезания. Так люди сохраняли связь с Богом, отделялись от язычников. Этот обычай был отменен собором святых Апостолов, который прошел примерно в 49-50 году после Рождества Христова.

Господь Иисус Христос сказал, что Он пришел исполнить закон, а не нарушать его. Поэтому законодатель сам стал исполнителем закона и принял обрезание как положено.

Празднование Обрезания Господня началось Церковью предположительно в IV ст. Прп. Стефан Савваит составил канон, посвященный этому событию. В то время, когда существовало множество ересей и заблуждений, а традиция язычников приучила людей праздновать в этот день Новый год, сильно напиваясь и теряя человеческий облик, праздник призывал людей к воздержанию. Это было удивительное совпадение – событие, которое было призывом к удалению от себя всего губительного для души, ограничению страстей, отмечали в период массовых вакханалий. Так пресекалось падение и разнузданность людей.

Видео «Обрезание Господне: толкование праздника»

В этом видеоролике протоиерей рассказывает о значении торжества.

Богословское толкование

Господь Иисус Христос не нуждался в обрезании, но принял его, приблизившись к человеку и направляя его к духовному росту и исправлению.

Традиция совершать обрезание, посвящая ребенка Богу, существовала у разных народов, в том числе и среди египтян. Евреи считали, что кровь – вещество священное, потому что кровь – это душа. А кровь, которая истекала из органа, дающего жизнь, значила, что жизнь, данная Богом как дар, посвящена Ему.

Святые отцы церкви толкуют обрезание, совершенное над Христом следующим образом:

  1. Божий Сын принял обрезание, дав пример человечеству неукоснительного следования закону, Воле Божией.
  2. Еще одна причина – подтверждение того, что Христос имел плоть человека, такую же, как у остальных, которая устает и испытывает боль. Так никто не может сказать, что у Него была призрачная плоть, хотя в I ст. н. э. существовала ересь – докетизм, утверждавшая это.

Праздник, установленный 14 января, является символом необходимости проводить духовное обрезание своего сердца. Ведь не изменившись кардинально в нравственном отношении, никто не может приблизиться к Богу.

Обрезаться духовно – значит побеждать собственные пороки и страсти, каяться и обращаться к Господу.

Богослужебные особенности

Праздник отмечается один день, без пред- и попразднства. Он совпадает с днем памяти святого Василия Великого, поэтому в народе порой этот день называют Васильевым. Служится литургия Василия Великого, которая служится редко.

Паремии вечернего богослужения включают отрывки из Ветхого Завета, рассказывающие историю становления ритуала, прославляющие Бога и Его Сына, который принял плоть ради того, чтобы пострадать за всех людей и искупить их Своей пречистой кровью. На Литургии читается Апостол и Евангелие, повествующие о прообразе Крещения, обрезании самого Господа и наречении Ему имени.

Праздник отмечается один день, без пред- и попразднства

По завершении литургии начинается молебен, посвященный будущему году. 14 января по новому стилю – это 1 января по старому. Именно в этот день Государем Петром Великим было установлено празднование Нового года, т. е. после Рождества Христова и по завершении поста, не нарушая его.

Иконография торжества

Сюжет события отображается на иконах и посредством храмовой росписи. На иконах изображается Пресвятая Богородица, несущая младенца Христа на руках. Ее встречает святой Захария (священник), который стоит на особом возвышении. Богородицу сопровождают люди и Иосиф–обручник. На заднем плане в виде башенки–кивории помещается символ храма. В руках священника на некоторых иконах изображают специальный нож.

Существуют иконы, на которых изображает непосредственно ритуал обрезания. Младенец Иисус окружен священниками, готовящимися совершить законный обряд. Рядом стоит Пресвятая Богородица и Иосиф–обручник.

На иконах изображается Пресвятая Богородица с младенцем Христом на руках

В целом иконы этого праздника встречаются нечасто. Если в храме нет иконы Обрезания Господня, то в день празднования на главный аналой выносят икону святого Василия Великого.

Праздник Обрезания Христова призывает людей к очищению. На основании этого исторического события была разрушена ересь – докетизм. Празднование в середине января способствовало сдерживанию человеческого падения в греховную бездну на фоне празднования Нового года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить отзыв — мнение

К началу

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: