Вход Господень в Иерусалим: толкование и история православного праздника

Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим за неделю до праздника Воскресения Христова. Это событие получило в народе название Вербное воскресенье. Какова история и особенности этого праздника?

История праздника

Дата праздника Входа Господня в Иерусалим переходящая, и выпадает на воскресенье за неделю до Пасхи. События, которые легли в основу праздника, подробно описаны в Евангелии. За несколько дней до иудейской Пасхи и Своих крестных страданий Господь Иисус Христос приходит в Иерусалим. В это время уже действовало соглашение священников убить Его и воскрешенного Им Лазаря. Подойдя к городу, Господь послал двух учеников за ослом, точно указав, где они найдут животное, и что ответить спрашивающим их. Они все исполнили, привели осла, постелили на него свои одежды и Христос сел на него.

На осле Господь въезжал в Иерусалим, а Его окружала ликующая толпа. Люди выкрикивали «Осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне!», стелили на дорогу перед Господом одежды и ветви пальмы. Город пришел в оживление, людей охватило веселье и торжество. Люди встречали Спасителя!

За несколько дней до иудейской Пасхи Иисус Христос приходит в Иерусалим

Значение праздника Входа Господня в Иерусалим

Господа встретили и прославляли как долгожданного Мессию. Ветви пальмы в руках людей означали веселье, торжество, встречу победителя. Одежды на дорогу постилали, как при встрече императора.

Выбор осла также неслучаен. В те времена цари совершали поездки по стране на осле, это означало мирный визит царя куда бы то ни было. Лошади царями использовались для военных походов. Люди ждали Мессию, как грозного завоевателя и освободителя. Господь, въехав в город не на коне, облаченном в доспехи, а на осле, еще раз указал людям, что «Царство Небесное внутрь вас есть».

Люди ждали прихода Мессии на Пасху, и встретили Господа как Мессию, как царя, засвидетельствовав это. Спаситель вошел в город как раз то время, когда избирали ветхозаветных агнцев. Торжественный вход в Иерусалим соответствовал шествию Христа на вольное Страдание, как агнца Нового Завета, но люди этого не поняли. По сути, люди подтвердили, что Господь Иисус Христос их долгожданный Мессия, и после предательства и распятия Господа уже никто не мог оправдаться тем, что не знал, Кого предали на распятие.

Особенности богослужения

Три события – Вход Господа в Иерусалим, воскрешение Лазаря и Страсти Христовы имеют очевидную связь. Поэтому в литургической традиции праздник Входа Господня в Иерусалим следует за Лазаревой субботой, и кладет начало Страстной седмице.

До X ст. в Иерусалиме вечером в этот праздник совершалось особое шествие с обязательным использованием ветвей пальмы. Подобная практика наблюдалась в IX–XII вв. в Константинополе. После устранения ереси иконоборчества богослужение в честь этого праздника приняло известный современным людям вид.

Торжество входит в Постную триодь. Не имеет предпразднства и отдания, которыми можно счесть вечернюю службу в Лазареву субботу и вечернюю в день праздника. На литургии антифоны заменяют на праздничные. После литургии совершается чин освящение вербы.

Видео «Вход Господень в Иерусалим: история и значение»

В этом видеосюжете описаны исторические события и богословское трактование празднества.

Традиции Вербного воскресенья

Вербное воскресенье – это завершение Великого поста и начало Страстной седмицы. Вербным этот день назван из-за освещения вербы в этот праздник в храме. Эта традиция объясняется просто. Господа 2 тысячи лет назад встречали люди с пальмовыми ветвями. В странах с теплым климатом, где во время празднования есть возможность использовать пальму, этот день назван Неделя ваий.

В России этот праздник приходится на весну, когда еще нет цветущих деревьев. Первой распускается верба, и поэтому ее используют вместо пальмовых веток для встречи Господа. Сейчас, когда есть возможность приобрести в цветочном магазине любые цветы независимо от поры года, можно вместо ветки вербы принести в храм цветок или целый букет.

Несмотря на строгость Великого поста, в этот праздник на трапезе разрешается вкушение рыбы.

Вербным этот день назван из-за освещения вербы в праздник в храме

Иконография праздника

В центре иконы изображается Иисус Христос, едущий на осле. Его взгляд обращен на идущих рядом учеников – апостолов. Христа встречают люди с ветками пальмы в руках. Их изображают в правой стороне композиции. В нижней части изображены дети, постилающие под ноги осла одежду. Также используются следующие элементы, имеющие особое значение:

  1. Елеонская гора. Она изображена на заднем плане. Там Христос беседовал с учениками за несколько дней до крестных мук, там же он вознесется на Небо. Гора является символом духовного восхождения учеников Христа. Ее изображение указывает на то, что Сам Христос сошел на землю, чтобы принести Себя в жертву за людей.
  2. Осел. Образ имеет несколько смыслов. Во-первых, мир, с которым идет Христос, мирное грядущее Царство. Во-вторых, выбор осла, а не ослицы значит, что Господь выбрал, «сел», на необузданный народ – язычников. Кроме этого, осел, в отличие от ослицы, не может родить потомство, а это значит, что вера Христова – единственная, и из нее уже ничего не может произойти нового.
  3. Ветки пальмы. Означают веселье и торжество. Использование ветвей красивых деревьев указывается в Ветхом Завете.
  4. Дети, постилающие одежду. Класть одежду под ноги на дорогу – встречать помазанника Божия на царство.
Иконография праздника Входа Господня в Иерусалим

В этот день на Руси в храмах проводится освящение вербы, так как это дерево распускается раньше остальных. Уставом предусматривается послабление поста.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить отзыв — мнение

К началу

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: