История и архитектура Ново-Иерусалимского мужского монастыря на Истре

Древний Ново-Иерусалимский мужской монастырь на Истре отличается уникальной архитектурой и имеет долгую, порой трагическую историю. Несмотря на тяжелые времена и тотальное разграбление при коммунистическом режиме, обитель сохранила свой истинно православный дух и ежедневно принимает множество паломников. История возникновения и описание монастыря рассмотрены в статье.

История обители

С приходом к власти Романовых Русь восстанавливалась после измотавшей ее Смуты. Налаживалась экономика государства, начинались крупные строительные проекты. Данный монастырь не первая попытка воссоздать образ Святой Земли на Руси. Просторы, на которых сейчас стоит обитель, при царе Алексее Михайловиче принадлежали вотчинникам. Патриарх приложил усилия, чтобы их выкупить.

Ново-Иерусалимский мужской монастырь на Истре

Первый этап строительства

Основан был Ново-Иерусалимский мужской монастырь патриархом Никоном в 1656 году. По его задумке работы должны были воплотить в жизнь образ святых мест древней Палестины. Для этого местность была перепланирована – прибрежный лес срубили, возвышение под обитель укрепили. Холм, на котором заложили первый камень монастыря, назвали Сионом. Восточнее находился холм Елеонский с одноименной часовней. Реку Истру называли Иорданом. Созданный маленький женский монастырь назвали Вифанией. Даже в зданиях прослеживались повторения очертаний древних строений Палестины, например, Воскресенский собор был возведен как образ Храма Гроба Господня.

Первые храмы, как и большинство построек того времени, были деревянными. Когда освящали Воскресенский храм, в обители находился сам царь. Он, глядя на возведенный комплекс с Елеонского холма, первым назвал его Новым Иерусалимом.

В стенах святого места была сформирована уникальная библиотека. В ней были собраны книги, которые патриарх передал обители из личного владения. В их число входили древние рукописные тексты Руси и других стран, в т. ч. произведения из Афона. Под руководством Никона действовало три возведенные им монастыря, они были соединены в вотчину. Но у патриарха были недоброжелатели.

Архивное фото святой обители

Конец XVII – ХХ век

В XVII ст. землю комплекса защищал ров, через который был переброшен мост. Решением церковного собора 1666-1667 гг. столь масштабное монастырское сооружение стало всего лишь рядовым, пригородным. Патриарха Никона отстранили, а вотчину, которую имела обитель, разделили. Позже ему позволили возвратиться в стены своего детища, но он, будучи в пути, отошел ко Господу. После нарушения привычного хода дел строительство возобновилось, когда на комплекс пал взор царя Федора Алексеевича. В 1678 г. Новый Иерусалим получил обратно все, что у него забрали, а также дополнительные наделы. В 1692 г. храм освятили в честь Рождества Христова, который был возведен по указу царевны Софьи.

Во время правления Петра Великого монастырь был сокращен. Положение обители улучшилось, когда она перешла под покровительство императрицы Елизаветы Петровны. В 1762 и 1792 гг. монастырь пострадал от масштабных пожаров, но был восстановлен на деньги, выданные государыней Екатериной II.

В XIX – начале XX века обитель стала большим паломническим центром. Количество посещавших ее верующих возросло после строительства железной дороги Москва-Виндава. Возле монастыря были возведены номера и странноприимны для богомольцев разных социальных классов, построено училище. К 1913 г. ежегодное число паломников достигло 35 тыс. чел.

В 1919 г. монастырь закрыли, а в его стенах стали функционировать два музея. В 1941 г. фашистские минеры уничтожили Воскресенский собор. Большое число памятников архитектуры погибло. Со временем обитель восстановили, за исключением гигантской звонницы XVII ст.

Современное состояние

Сегодня монастырь является действующим, в нем регулярно совершаются богослужения, он не имеет зависимости от каких-либо епархий. На базе обители функционируют две воскресные школы для разных возрастов:

  • детская – проводятся занятия для младших и старших школьников из г. Истры и соседних городков;
  • для взрослых – впервые открыла свои двери в 2015 году; занятия проводятся каждое воскресенье в 13:00.

Видео «Ново-Иерусалимский мужской монастырь»

В этом видеосюжете рассказывает о святой обители.

Архитектурный комплекс

Монастырский комплекс состоит из следующих частей:

  1. Воскресенский собор. Подобен Храму Гроба Господня. Отличается использованием большого количества изразцов.
  2. Трапезная с церковью Рождества Христова. В XVIII ст. здесь был установлен Вертеп, а также оформлено несколько приделов в честь первых евангельских событий.
  3. Храм Входа Господня в Иерусалим, надвратный. Создавался в то же время что и основание стены. Имеет основу в виде креста.
  4. Храм Константина и Елены. Соединен с собором, расположен под землей. Его создание было начато при Никоне. Для защиты от подземной воды его дополнили рвом.
  5. Крепостная ограда. Имеет протяженность около 1 км, высоту – 9 м, толщину – до 3 м.
  6. Некрополь. Древние могилы сильно пострадали от большевиков и фашистов во время войны.
  7. Богоявленский скит. Размещался на острове, ограниченном Истрой и каналом. Теперь этот канал пересох и стал рвом.
  8. Елеонская гора. Холм, по которому паломники шли в обитель. На нем воздвигнут поклонный крест, символизирующий место Вознесения Господа.

Святыни обители

Обитель сохранила несколько уникальных святынь:

  1. Икона «Господь Вседержитель с припадающими святителем Филиппом и святейшим патриархом Никоном». Датируется 1657 г. Ее написали в честь переноса в столицу мощей свт. Филлипа.
  2. Антиминс. Датируется XVII ст. Это особый плат, на котором происходит пресуществление во время литургии. На нем обязательно присутствует подпись архиерея. В антиминс вшиты мощи святого мученика.
  3. Дарохранительница из придела св. равноап. Марии Магдалины. Дата создания: конец XVIII – начало XIX ст.
  4. Часть омофора Патриарха Никона. Древняя часть облачения, относящаяся к XVI в.
  5. Модель Храма Гроба Господня. Датируется XVII ст. Была взята за основу, когда строился Воскресенский собор.

По монастырской территории проводятся коллективные экскурсии.

Информация для посетителей

Чтобы посмотреть на уникальный комплекс древнего монастыря и поучаствовать в литургии, в обитель стекается масса паломников. Ворота отворены для всех православных христиан с 9:00 до 18:00.

Внутренний двор монастыря

Праздники и чтимые даты

В обители расположено несколько храмов, поэтому и престольные праздники отмечаются несколько раз в году:

  1. Воскресение Христово. Дата каждый год разная. Пасха рассчитывается так: первое воскресенье после первого полнолуния, случившегося после весеннего равноденствия.
  2. Рождество Христово – 7 января.
  3. Вход Господень во Иерусалим – воскресный день за неделю до Пасхи.
  4. Равноап. Константина и Елены – 3 июня.

В престольные праздники проводятся особенно торжественные богослужения.

В обитель приезжает большое число паломников и священников из разных церквей. Планируя поездку на праздник, следует заранее позаботиться о номере в гостинице или экскурсии, если планируется принять в ней участие.
Совет автора

Богослужение в монастыре

В обители регулярно служится Божественная литургия, прихожане могут приступать к Таинствам. Во время Великого поста расписание храмовых служб меняется. Подробное расписание богослужений размещено на официальном сайте: http://www.n-jerusalem.ru/sluzhby/.

Люди могут заказать необходимые требы и приступить к Таинствам без внесения определенной платы. Прихожане делают добровольные пожертвования по личному усмотрению и финансовому положению.

В обители регулярно служится Божественная литургия

Расположение и как добраться

Адрес обители: Московская обл., г. Истра, ул. Советская, 2. Чтобы быстро попасть к монастырю, удобно воспользоваться метро. От станции «Тушино» до обители едет автобус №372. Необходимо выйти на ост. «Почта», автобусом доехать до ост. «Монастырь». Обитель несложно найти на карте, а ее купола далеко видны на местности.

Новоиерусалимский монастырь – это рукотворное подобие Святой земли в России. Обитель начала создаваться в XVII в., когда государство крепло и росло после тяжелых Смутных времен. Монастырь претерпел множество потрясений, но он и сейчас освящает собой православную Русь. Архитектурное решение этого комплекса настолько уникально, что его сложно описать словами, лучше его увидеть воочию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Оставить отзыв — мнение

К началу

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: